Доступная среда
Средства обучения и воспитания
Наша современная система образования представляет собой весьма многообразную сферу жизни общества, в которой задействованы большие группы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы. Этих ресурсов, призванных обеспечить образовательный процесс, и принято называть средствами обучения. Средства обучения — совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения. К организационным средствам относятся действующие в школе формы обучения: очная, очно-заочная, обучение по индивидуальным планам. К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, характер распределения обучаемых по группам (классам), продолжительность учебных циклов (четверти, общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых. На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения: — словесные, — визуальные средства, — аудиальные, — аудиовизуальные, — средства автоматизации процесса обучения, — учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет. Визуальные (зрительные): — таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, иностранному языку, начальным классам; — карты по истории и географии; — картины по русскому языку, литературе; — портреты по всем учебным предметам; — натуральные объекты по биологии; — модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам; -лабораторное оборудование по физике, химии, биологии. Механические визуальные приборы: — микроскоп. Аудиальные (слуховые): — магнитофоны; — музыкальный центр ; — проигрыватель. Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): — звуковые фильмы; — телевизор. Средства, автоматизирующие процесс обучения: — компьютеры; — мультимедийное оборудование ; — интерактивная доска. Словесные — учебники; — художественная литература; — словари; — другая необходимая литература. Средства воспитания 1. Общение как средство воспитания: — непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы; — опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться; — классные часы, школьные праздники и мероприятия. 2. Учение как средство воспитания. Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: — выясняют условия совместного выполнения задания; — организуют его взаимное обсуждение; — фиксируют ход совместной работы; — обсуждают полученные результаты; — оценивают успехи каждого; — утверждают самооценки членов группы; — совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; — проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы. Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками. Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: — в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; — она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; — социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); — совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам. 3.Труд как средство воспитания. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через: — дежурство по классу, школе; — работу на пришкольном участке; — летнюю трудовую практику. 4. Игра как средство воспитания. Используется как в урочной, так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр: — организационно-деятельностные; — соревновательные; — сюжетно-ролевые. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно–ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: — очная; — очно-заочная. Инвалиды и лица с ОВЗ обучаются по индивидуальному учебному плану. А также при наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка-заключение ВК, МСЭ, ПМПК) для них может быть организовано индивидуальное обучение на дому. Для занятий предусмотрен и оборудован кабинет для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, который укомплектован аппаратно-программным комплексом для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП), аппаратно-программным комплексом для обучающихся с нарушениями слуха и речи, аппаратно-программным комплексом для слабовидящих обучающихся, комплектом лечебной физкультуры и логопеда.
Условия питания и охраны здоровья обучающихся
Для обучающихся школы предусматривается организация горячего питания. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объеме 6 дней — с понедельника по субботу включительно. Столовая рассчитана на 100 мест и оснащена современным оборудованием. Для учащихся организовано питание за счет комплексного завтрака (I смена), комплексного обеда (II смена). Оплата производится за счет родителей. Льготное питание предоставляется для детей из малоимущих семей, детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. В столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей и места для раздевания при входе в обеденный зал. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена: — электронной почтой; — локальной сетью; — выходом в Интернет; — функционирует официальный сайт школы. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования учащимися в библиотеке, в двух компьютерных классах на третьем этаже. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации. доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и учителей школы закрыт. В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быт предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в библиотеке, в двух компьютерных классах на третьем этаже.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
На основании федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера. Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым учащиеся имеют неограниченный доступ: edu — «Российское образование» Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека. edu.ru — ресурсы портала для общего образования school.edu — «Российский общеобразовательный портал». Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники. ege.edu — «Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена» Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ. fepo — «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). allbest — «Союз образовательных сайтов» Выбираем кнопку вверху слева «Главная». Попадаем на главную страницу. Здесь подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; ниже — Иностранные языки и главное — так называемые «Электронные библиотеки» — это просто коллекции сайтов по различным темам. Есть рейтинг сайтов по разделам (при регистрации дают персональный номер. fipi.ru ФИПИ — федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ — контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации. ed.gov — «Федеральное агентство по образованию РФ». — Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.). obrnadzor.gov — «Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки». — Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация. mon.gov — Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. rost.ru/projects — Национальный проект «Образование». edunews — «Все для поступающих» Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте. window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов. Портал «ВСЕОБУЧ» — справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии. newseducation.ru — «Большая перемена». Здесь вы сможете узнать обо всем самом важном и интересном, о самом волнующем и наболевшем, о грустном и веселом, о серьезном и не очень… Словом, обо всем-всем-всем, что происходит сегодня в этом бескрайнем бушующем море под названием «Образование»!!!
оборудованных входных групп пандусами (подъемными платформами) — Имеется
Выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов — Имеется
Адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов — Нет
сменных кресел-колясок — Нет
специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в образовательной организации — Имеется
дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации — нет
дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля — имеется
возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) — нет
наличие альтернативной версии официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» для инвалидов по зрению — имеется
Помощь, оказываемая работниками образовательной организации, прошедшими необходимое обучение по сопровождению инвалидов в помещениях образовательной организации и на прилегающей территории — нет
наличие возможности предоставления услуги в дистанционном режиме или на дому — имеется